ПРИЛЕПИН Захар
Писатель и публицист Захар Прилепин комментирует прозвучавшую в Госдуме инициативу по исключению из школьной программы по литературе самого известного произведения Александра Солженицына.
«Я читал „Архипелаг ГУЛАГ“ дважды, целиком. И несколько глав еще раз перечитывал с карандашиком, чисто для себя.
Я ответственно говорю, что все заступники этой книги, если они считают себя патриотами, просто не осознают за давностью лет, что это за книга.
Это реально катастрофа.
Простейший эксперимент можно провести. Просто с текстом.
Любой человек, считающий себя патриотом, но желающий оставить „Архипелаг“ в программе, садится и начинает объяснять и оправдывать (это ж классик — надо объяснить и оправдать его позицию) постулаты, изложенные в этой книге.
Ему читают вслух отрывки, а он объясняет.
Уверяю вас, этот патриот через полчаса будет выглядеть законченным власовцем и бандеровцем. Он будет выглядеть как украинская газета и как польское радио.
Никто из этих патриотов на такой эксперимент не пойдёт.
Если „Архипелаг“ начать, не называя автора, читать по радио — это радио завалят письмами и звонками на тему „Что у вас происходит? Батальон “Азов”* взял вас в плен?“ — а потом закроют. И за дело.
Зачем детям терпеть такие издевательства над здравым смыслом, я не знаю.
Это всё равно однажды случится.
Если не случится сейчас — предлагаю делать публичные чтения „Архипелага“ в Думе. Вы ахнете.
Если сегодня провести самый массовый опрос русских людей на тему “Оставлять ли „Архипелаг ГУЛАГ“ в школьной программе” — подавляющее большинство русских людей будет за то, чтоб эту книгу вынести прочь. Те самые плюс минус 80%.
Что делают сторонники Исаевича?
Да дело нехитрое.
В этом месте надо просто русских людей назвать „совками“ и сказать, что никакого мнения в данном вопросе у них быть не может.
Так вам скажут Шац**, Альбац**, Иртеньев, Улицкая и примкнувшая в данном вопросе к ним публика из числа ярых как бы „националистов“.
Демократия у этой публики не в чести. Если русскому человеку что-то не по нраву, можно ему Исаича как ярмо на шею натянуть и эдак палкой по хребту русского человека постукивать. Иди, скотина, там тебя ждёт (европейский — зачёркиваем) наш националистический сияющий рай. Добра тебе желаем, скотина, а ты упираешься. Спасибо ещё скажешь.
И в случае либеральном, и в случае „националистическом“ апология Исаевича — история в широком смысле ветхозаветная. Это история насилия и принуждения. Исаич и сам был, при всем подчёркнутом своём православии, ветхозаветный.
Это дохристианская история про то, что русских надо ради их же „блага“ гнуть и ломать».
А так комментирует инициативу российский историк и публицист Александр Дюков:
«Что касается „Архипелага ГУЛАГ“: то, что в школьной программе он идет по разделу „литература“, не обманывает никого, кроме тех, кто сам обманываться рад.
„Архипелаг“ — не литература, не художественное произведение. Это публицистика, претендующая не на литературность, а на документальность. „Так оно и было“. И школьником „Архипелаг“ воспринимается именно так.
Перед тем, как вводить „Архипелаг“ в школьную программу, — даже перед тем, как этот вопрос поднимать, — надо было сделать научное комментированное издание.
Здесь врет. Этого не было. Здесь врет. Оправдывает власовцев. Оправдывает бандеровцев. Отрицает нацистские преступления. Цитирует нацистскую пропаганду.
И любой, посмотревший научное комментированное издание, перекрестился бы и сказал: нет, это в школу не надо. Давайте „Один день Ивана Денисовича“ в программу включим, что ли, или Шаламова, но НЕ ЭТО.
Сейчас же научное комментированное издание нужно, чтобы убрать „Архипелаг“ из школьной программы. И пока такого издания не появится — „Архипелаг“ останется в школе, запомните мои слова».